Последние десятилетия характеризуются
интенсивными изменениями в жизни человечества, обусловленными новыми
возможностями сферы коммуникаций. Бурное развитие вычислительной техники и
расширение ее функциональных возможностей предъявляет все более высокие
требования к образовательному уровню выпускников учебныхзаведений. Прогресс в области информатизации
привел к изменению форм предоставления образовательных услуг. В связи с этим
повышение эффективности образования невозможно без внедрения и использования
новых форм обучения.
Поэтому одной из основных целей
образовательного учреждения, и нашего колледжа в частности, является повышение
темпов внедренияИКТ в образовательный
процесс, создание единого информационного пространства колледжа.
Ведущая роль в решении данной
проблемы отводится ПЦК информатики и программирования. Над этой задачей
работают мои коллеги: Мишарин В.И., Корольков С.А., БажинА.Г., Махнев А.А. Каждый преподаватель ведет
определенный комплекс учебных дисциплин иработает в определенной области решения поставленной задачи. Более
подробно опыт своей работымои коллеги
представят позже.
Возникает необходимость
формирования единой информационно-образовательной среды учебного заведения, т.
е. системно организованной совокупности средств передачи данных и
информационных ресурсов, аппарата программного и организационного обеспечения,
ориентированного на удовлетворение образовательных потребностей. Поэтому одной
из первоочередных задач, на наш взгляд,
является информатизация учебного процесса. Для этого в нашем колледже создана хорошая материальная база:
Создано4 кабинета информатики.
На базе этих кабинетов
функционирую 40 ПК, интерактивная доска, проекторы.
Все кабинеты соединены локальной
сетью по средством которой студенты имеют доступ к электронным банкам данных из
любого кабинета, и к ресурсам Internet.
Имеется мобильная мультимедиа
установка, которой с большим желанием пользуются преподаватели различных
дисциплин.
Преподаватели разных учебных
дисциплин создают электронные УМК, а многие уже пополняют новыми работами.
Перспективы:
Приобрести сервер для создания
единой сети по Колледже
Организовать несколько
стационарных мультимедиа установок.
Приобрестиинтерактивные электронные доски.
Внедрение в учебный процесс компьютерных
технологий повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию
учения, познавательную активность студентов, при условии, что преподаватели
владеют ИКТ.В колледжеразработана программа повышения компьютерной
грамотности преподавателей, котораяреализуется последниечетырегода. 65% преподавателей прошли курсы и
получили удостоверение пользователей компьютера.Каждый год в колледже проводится семинар для
преподавателей силами преподавателей информатики В. И. Мишарина, А.Г. Бажина «Использование интерактивной
доски в учебном процессе»,А.А.
Морданова. По данным анкетирования 70%
преподавателей применяют ИКТ в учебном процессе; 40% пользуется Интернет
ресурсами для подготовки к урокам, а каждый четвертый из числа опрошенных услугами
электронных библиотек.
Большой популярностью среди
преподавателей пользуются компьютерная презентация учебных тем ( Деветьярова
О.Н.,Козачук Н. В., Филимонова А. М. и
др.). Входит в практикуучебного
процессаприменение электронных
учебников, на таких дисциплинах как физика; статистика;менеджмент, стратегический и финансовый;
экономика организации (предприятия);финансы, денежное обращение и кредит, маркетинг и др. Всего на настоящий
момент в информационнойбазе колледжа
естьболее 190 учебников.Третий годв колледже идет созданиеэлектронных учебно-методических комплексов, которые включают рабочие
программы,методические рекомендации для
самостоятельной работы студентов, методические указания для проведения
лабораторных работ и практических занятий,видеоматериалы, методические рекомендации по курсовому и дипломному
проектированию, компьютерные презентации исследовательских работ студентов.
Каждая специальность закреплена за определенным кабинетом информатики,и все студенты имеют доступ к информации.
Основное внимание, конечно, уделяется обучению
студентов ИКТ на всех специальностях.При
использовании в обучении компьютерных и интерактивных технологий студентам
предоставляется возможность проявить самостоятельность и творческий подход к
выбору способов поиска информации в соответствии с имеющимися и полученными на
занятиях умениями:
■ находить информацию в различных
источниках;
■ систематизировать ее по
заданным признакам;
■ видеть информацию в целом, а не
фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении, устанавливать
ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными
сообщениями;
■ включать информацию из Сети в
систему формируемых знаний, использовать эти знания при восприятииикритическомосмысленииинформации;
■ интерпретировать информацию,
понимать ее суть, адресную направленность, цель информирования;
■ переводитьвизуальнуюинформациюввербальную знаковую систему и наоборот;
■ четко формулировать то, что
узнали из информационного источника;
■ отличать корректную
аргументацию от некорректной, принимать личностную позицию по отношению к
скрытому смыслу, аргументироватьсобственныевысказывания,находить ошибки в получаемой информации и
вносить предложения по их исправлению;
■ воспринимать альтернативные
точки зрения и высказыватьобоснованныеаргументызаи
против каждой из них;
■ самостоятельно
трансформировать, представлять информацию,
Полученные умения и навыкистуденты демонстрируют на защите исследовательских работв неделю студенческой науки. Традиционным стало
проведение конкурса компьютерных презентаций на специальности «Банковское
дело», «Менеджмент» и др., что помогает студентам приобрести навыки
самопрезентации,сформировать профессиональные
качества будущего профессионала.
При подготовке к занятиям
студенты имеют возможность использовать не только печатные издания, но и
электронные учебники, которые были разработаны преподавателями колледжа,
работать с правовыми системами («Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс») или же
найти нужную информацию в сети Интернет.
Внедрение в образование
компьютерных технологий повышает общий уровень учебного процесса, усиливает
мотивацию обучения и познавательную активность студентов, поддерживает преподавателей
в состоянии постоянного творческого поиска дидактических новаций. Компьютеры
в профессиональном образовании постепенно превращаются из инструмента для
преподавания курса информатики в мощное средство развития всего
образовательно-воспитательного комплекса учебного заведения, становятся
важнейшим фактором повышения качества профессиональной подготовки будущих
специалистов.
Таким образом, за период обучения
студенты получают реальную возможность приобретения прочных умений и навыков
использования компьютерной техники, что способствует активизации самостоятельной
познавательной деятельности, а, следовательно, повышению качества обучения.
Преподаватели активно пропагандируют
внедрениев учебный процессинформационно-коммуникативных технологий:
проводят открытые уроки – В. И. Мишарин,С. А. Корольков, А. А. Махнев, А. Г. Бажин; выступают на конференциях
различного уровня Мишарин В.И. В течение года работал семинар для преподавателей
«Информационные технологии - компьютерное тестирование», который работает
второй год. Основная цель семинара - показать возможности использования
информационных технологий в контроле и оценке знаний. На семинаре
рассматривались следующие вопросы: система компьютерного тестирования для
контроля знаний; тестовые задания: понятие, классификация, функции и характеристика,
технология создания тестовых заданий. «Опыт
работы с информационными источниками», Корольков С.А. «Использование
компьютерной презентации темы при проведении интегрированных уроков на выпускных
курсах по дисциплинам«Программное
обеспечение компьютерных сетей» и«Экономика
отрасли», В.И. Мишарин «Алгоритм создания сайта колледжа в Интернеткак одно из направлений профориентационной
работы», Мерзлякова О.Г.«Профессиональная направленность уроков информатики на педагогических
специальностях». В. И. Мишарин «Свободно распространяемое программное
обеспечение, как альтернатива пиратскому»; С. А. Корольков «Метод проектов в
самостоятельной работе студентов»; Н. Г. Князева «Электронный
учебно-методический комплекс - одно из направлений организации самостоятельной
работы студентов»В. И. Мишарин С. А. Корольков, участвуют в работе временных
творческих групп по разработке электронного учебно-методического сопровождения
образовательного процесса ( С. А. Корольков, О. Н. Деветьярова, Н. Г. Князева);
разрабатывают и проводят интегрированные уроки; оказывают практическую и
консультационную помощьсвоим коллегам.
Проблемы
Одна из основных проблем информатизации образования на
современном этапе является автоматизация учебно-воспитательной и
административно-управленческой деятельности ОУ, что предусматривает единую
технологическую базу системы, использование единых стандартов информационного
пространства по управлению:
процессом воспитания и обучения;
качеством обучения;
электронным документооборотом;
персоналом;
методической деятельностью;
издательско-рекламной
деятельностью;
системой безопасности;
системой развития.
Внедрение единой
автоматизированной информационной среды колледжа позволит решить следующие
задачи:
эффективно использовать
современные Интернет технологии в учебно-воспитательной и
административно-управленческой деятельности;
повысить качество подготовки
специалистов;
осуществлять интеграцию
образовательной среды колледжа в региональное, российское и европейскоеинформационное пространство.